ОСНОВАНИЕ АКМОЛИНСКА

Больше
22 июнь 2011 16:24 #1208 от Patriot
Июня 1.- О включении ст. Акмолинской в число сборных пунктов и об исключении из числа таковых пунктов ст. Атбасарской.
Государь император, 1 июня, Высочайше повелеть соизволил:
Включить ст. Акмолинскую в число сборных пунктов, с которых следует отпускать от казны довольствие чинам СКВ, а ст.Атбасарскую из числа таковых же пунктов исключить.

Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам.
Т.18, часть 1.
С 1 января по 1 июля 1882г.
Спасибо сказали: Анатолий

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 дек 2012 17:00 #10829 от Patriot






Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Минусин, Анатолий, sibirec, Нечай, денис

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 дек 2012 13:14 #11214 от денис
Так получается, Акмолинская станица, самая первая основанная в степном крае? во как))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 дек 2012 00:16 #11253 от svekolnik
После Кокчетавской, основанной в 1824 году.
Спасибо сказали: денис

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 дек 2012 02:15 - 18 дек 2012 02:15 #11527 от денис

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 18 дек 2012 02:15 от денис.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Анатолий, Нечай, nataleks, Игорь

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 дек 2012 22:49 #11555 от svekolnik
А начиналось все немного ранее - экспедицией 1816 года отряда казаков под командованием командира 1-го полка СЛКВ майора Набокова Ф.К. Была обследована и описана местность и намечена для построения крепости. На днях помещу выписку из Дневника майора Набокова, где это описывается, включая этимологию самого названия.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 янв 2013 04:47 - 03 янв 2013 04:47 #11828 от svekolnik
Первая экспедиция сибирских казаков к Акмоле в 1816 году. (Из Дневника начальника экспедиции командира 1-го полка линейного сибирского казачьего войска майора Набокова Ф.К.)
7 числа (августа – Н.П.)
….Экспедиция выступила в 12 часовъ по полудни и продолжая путь местами корма хорошие имеющими. С половины пути многия лошади подъ обозомъ устали. День былъ жаркой – подходя к Акъ-моле встретилось множество высохшихъ озеръ, по отногамъ коихъ были сенокосныя места и травы столь густыя и высокия, что с трудомъ проходить ихъ могла лошадь но приближаясь от сих местъ к Норе все выбиты до чиста киргизцами; по проходе 25 верстъ остановились на Старице реки Норы в виду горы Ак-молы.
Ак-мола гора называется такъ по находящимся на ней киргизким кладбищам, выбеленным известкою, которыя и видны на дальное со всехъ сторонъ разстояние. У сей старицы на лугу ни сколько корму не было и безъ онаго лошади стояли до полночи; потомъ сотникъ Ребровъ командированъ отогнать лошадей на виденный въ вечеру кормъ въ 4 верстахъ от лагеря с прикрытием 40 человекъ.
8 числа
Дневка. Лошади наши довольствовались на выше поименном месте. Бергеншворен Шаньгин и с ним прапорщикъ Набоков 3-й с 12 человеками казаковъ по полуночи въ 8 часовъ отправился осмотреть реку Козу-Кучь, которая соединяетъ реку Ишимъ с Норою. В семъ месте Нора имеетъ довольно луговъ, а по онымъ много озеръ, старицъ и истоковъ. Возвратясь въ вечеру последний донесъ, что между Ишимомъ и Норою разстояние по речке Кузу-Кучу намеряно 19 ½ верстъ. Лугов сенокосныхъ по Кузу-Кучу много равно и по Ишиму. Речка Кузу-Кучь течение из Норы въ Ишимъ имеетъ по веснамъ, а къ осене пересыхаетъ, оставляя воды в глубокихъ местахъ узкими перешейками разделяющихся.
Г. Шаньгин мнениемъ своимъ полагаетъ, что ежели по времени для хозяйственныхъ выгодъ рудокопей и заселения в сей степи народа возтребуется судоходство по реке Ишиму, то для увеличения в ономъ количества воды, весьма возможно чрезъ сию речку соединить съ онымъ Нору, преградя плотиною течение ея в озеро Кургальжин.
В 4 часа с инженерными офицерами ездилъ я к реке Норе для снятия Ситуации с местъ приличныхъ для построения нужной необходимо крепости. Потомъ на гору Акмолу, которая вся известковая. От предназначаемой крепости в двухъ небольших врстахъ; с коей видно редкия леса к северу Чубаръ Агачъ называемые, а к западу хотя не видны но сказывают киргизцы что есть боръ в 40 верстахъ Мурунъ-Карагай, который при обратном нашемъ следовании и описанъ. В сихъ местахъ река Нора имеетъ много луговъ сенокосныхъ, так что несколько конных полковъ продовольствовать можетъ; таловъ и молокитника к топлению печей по берегам ея весьма довольно.
Последнее редактирование: 03 янв 2013 04:47 от svekolnik.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Анатолий, Нечай, nataleks, денис

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 мая 2013 04:41 #13985 от Patriot

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, sergey75, Минусин, Анатолий, Пётр, Нечай, Игорь

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 мая 2013 07:20 #13988 от денис
на верхней фотографии здание в виде креста обозначена Костантино-Еленинская церковьь Когда крепость , как военная единица была упразднена, стал вопрос о переносе церкви.
Значительно выросла казачья станица. Её окраины находились на большом расстоянии от церкви. Казаки и их домочадцы зимой во время буранов, чтобы попасть на богослужение, должны были пробираться через большие заснеженные пустыри, отделявшие станицу от бывшего укрепления. Казаки давно желали иметь в своей станице храм. И они взялись за спасение Константино-Еленинской церкви. Кстати, надо заметить, казаки Акмолинской станицы, отличавшиеся в то время примерным благочестием и традиционной для русского народа любовью к богослужению и молитве, всегда считали эту церковь своей, и, наверное, по праву, так как основную тяжесть непосредственного участия в строительстве и сбору средств на её возведение они вынесли на своих плечах.

Когда началось строительство новой каменной Александро-Невской церкви, казаки подали прошение на перенос Константино-Еленинской церкви в станицу, на центральную площадь. На запрос Тобольской духовной консистории благочинный священник сообщил, что «перенесение храма ... будет весьма благодетельно для прихожан как потому, что он будет в центре станицы - вблизи всех прихожан, и тогда и старый, и малый, несмотря ни на какую погоду, будут иметь возможность бывать в храме, так и потому, что совокупно с переносом храм будет и обновлен. Его необходимо ремонтировать, потому что храм до того холоден, что едва можно простоять одну службу».

Указом от 27 апреля 1893 года Тобольская духовная консистория разрешила перенос Константино-Еленинской церкви в Акмолинскую станицу на площадь. При городской управе была создана комиссия с целью изыскания средств для переноса церкви. Как сообщил корреспондент газеты «Степной край» в своей замете от 1-го декабря 1894 года, вопрос с переносом затягивался «по бездеятельности комиссии», и он бы еще более затянулся, если бы не настойчивость казаков - членов комиссии, «оставшихся верными своему приговору и давнишнему желанию иметь церковь у себя в станице».

Тем не менее, процесс переноса был растянут более чем на пять лет, и только 14 мая 1900 года состоялась закладка храма на новом месте, где он находится и по настоящее время. К началу 1902 года обновленный храм св. равноапостольных Константина и Елены начал свой новый путь. По-прежнему он был устроен однопрестольным, в плане выдержан в форме правильного креста, но появились и существенный изменения: храм стал пятиглавым. Это соответствовало официальному направлению зодчества тех лет.

По сведениям очевидцев, казаки площадку вокруг церкви засыпали щебнем, утрамбовали песком. По периметру площадки соорудили капитальную ограду из столбов, выложенных из обожженного кирпича и толстых горизонтально закрепленных досок. Центральная станичная площадь стала местом крестных ходов, народных гуляний и торжественных проводов молодых казаков на действительную службу.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, svekolnik, sergey75, Анатолий, Пётр, lubango6

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 мая 2013 15:51 - 15 мая 2013 15:52 #14091 от Patriot
Город на Ишиме.
Дубицкий А. Ф. Алма-Ата: Казахстан, 1986. — 152 с.




www.e-reading-lib.org/bookreader.php/127613/Dubickiii_-_Gorod_na_Ishime.html

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 15 мая 2013 15:52 от Patriot.
Спасибо сказали: Шиловъ, Минусин, Анатолий, Нечай, Игорь, Андрей Машинский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 авг 2013 09:42 #16089 от Patriot
ГИАОО Ф.67. Оп.1. Д.1306. Л.529-531 об.

1880 г., 28-февраля. – С представлением статистического отчета о состоянии казачьего населения за 1879 год.

№ 1528

Его высокопревосходительству Господину войсковому наказному атаману Сибирского казачьего войска.

Рапорт

Вследствие предписания Вашего высокопревосходительства от 21годекабря минувшего 1879 года за № 5756, имею честь представить при сем статистический отчет о состоянии казачьего населения вверенного мне уезда за 1879 года.
Уездный начальник (Подпись неразборчива)
Письмоводитель (Подпись неразборчива)

Отчет о состоянии станицы Акмолинской Сибирского казачьего войска за 1879 год.

I. Управление.

В административно-полицейском отношении население станицы Акмолинской состоит под ведением Акмолинского уездного начальника в военном отношении – под начальством Атамана 1 отдела сибирского казачьего войска.
Местные управление станицы состоит: из станичного Правления под председательством станичного Атамана и из станичного суда, действующия на основании правил указанных в высочайше проверенном 1870 г., положении общественном управлении в казачьих войсках.

II. Население.

В 1 января 1879 г. население от Акмолинской составляло 1058 душ обоего пола, в том числе жителей войсковых сословия считалось 504 мужчина и 457 женщин.

III. Религия.

К господствующему православному вероисповеданию принадлежит 97.8 % из общего населения станицы; собственно же казачьи население состоит все из православных.

IV. Земли.

Во владении казачьих жителей станицы Акмолинской состоит земли 15.850 десятины 23 сажена. Кроме того они имеют право на пользование общим городским выгоном города Акмолинска.
Намежованная же при станицы Акмолинской в войсковой запас земля в количестве 2.762 десят. 1052 саж. Отдается в арендное содержание Войсковым хозяйственным правлением с обращением выручаемых через это денег в войсковой доход. В числе юртовой земли, при нарезке ея станицы, было до 10/т десят годной для сенокошения и хлебопашества, но в настоящее время качество этой земли значительно изменилось к лучшему, по отсутствию леса и суяости** вследствие этого, климата, а также и вследствие выпашки полей занимаемыхь посевами хлеба.

V. Станичное хозяйство

В отчетном году общественное станичное хозяйство было в удовлетворительном состоянии.
Со времен введение в действие положения общественном управлении в казачьих войсках станичный капитал возрастал до 5/т.:
Главную статью дохода станицы Акмолинской составляет юртовая земля, на которую во время существования.

www.ncai.kz/kk/content/МАТЕРИАЛЫ-СТАТИСТИЧЕСКОГО-ОТЧЕТА-О-СОСТОЯНИИ-КАЗАЧЬЕГО-НАСЕЛЕНИЯ-1879-ГОДУ
Спасибо сказали: Минусин, Анатолий, денис

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 авг 2013 09:43 - 22 авг 2013 09:49 #16090 от Patriot
ГИАОО Ф.67. Оп.1. Д.1306. Л.529-531 об.

1880 г., 28-февраля. – С представлением статистического отчета о состоянии казачьего населения за 1879 год.

№ 1528

Его высокопревосходительству Господину войсковому наказному атаману Сибирского казачьего войска.

Рапорт

Вследствие предписания Вашего высокопревосходительства от 21годекабря минувшего 1879 года за № 5756, имею честь представить при сем статистический отчет о состоянии казачьего населения вверенного мне уезда за 1879 года.
Уездный начальник (Подпись неразборчива)
Письмоводитель (Подпись неразборчива)

Отчет о состоянии станицы Акмолинской Сибирского казачьего войска за 1879 год.

I. Управление.

В административно-полицейском отношении население станицы Акмолинской состоит под ведением Акмолинского уездного начальника в военном отношении – под начальством Атамана 1 отдела сибирского казачьего войска.
Местные управление станицы состоит: из станичного Правления под председательством станичного Атамана и из станичного суда, действующия на основании правил указанных в высочайше проверенном 1870 г., положении общественном управлении в казачьих войсках.

II. Население.

В 1 января 1879 г. население от Акмолинской составляло 1058 душ обоего пола, в том числе жителей войсковых сословия считалось 504 мужчина и 457 женщин.

III. Религия.

К господствующему православному вероисповеданию принадлежит 97.8 % из общего населения станицы; собственно же казачьи население состоит все из православных.

IV. Земли.

Во владении казачьих жителей станицы Акмолинской состоит земли 15.850 десятины 23 сажена. Кроме того они имеют право на пользование общим городским выгоном города Акмолинска.
Намежованная же при станицы Акмолинской в войсковой запас земля в количестве 2.762 десят. 1052 саж. Отдается в арендное содержание Войсковым хозяйственным правлением с обращением выручаемых через это денег в войсковой доход. В числе юртовой земли, при нарезке ея станицы, было до 10/т десят годной для сенокошения и хлебопашества, но в настоящее время качество этой земли значительно изменилось к лучшему, по отсутствию леса и суяости** вследствие этого, климата, а также и вследствие выпашки полей занимаемыхь посевами хлеба.

V. Станичное хозяйство

В отчетном году общественное станичное хозяйство было в удовлетворительном состоянии.
Со времен введение в действие положения общественном управлении в казачьих войсках станичный капитал возрастал до 5/т.:
Главную статью дохода станицы Акмолинской составляет юртовая земля, на которую во время существования.

Здесь
Последнее редактирование: 22 авг 2013 09:49 от Patriot.
Спасибо сказали: bgleo, Минусин, Анатолий, nataleks

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • galrom
  • galrom аватар
25 мая 2014 13:39 - 25 мая 2014 13:59 #21909 от galrom

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 25 мая 2014 13:59 от galrom.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • galrom
  • galrom аватар
25 мая 2014 13:47 - 25 мая 2014 19:58 #21910 от galrom
Сибирский торговый банк
Отделение Сибирского торгового банка находилось на углу улиц Торговой и Хлебниковскойв двухэтажном каменном здании. По тому времени это был один из самых крупных и высоких домов города. До революции сюда постоянно наведывались финансовые магнаты, их богатые приказчики. И совсем не случайно две секции нижнего этажа под банком занимал «ренский погреб» товарищества братьев П. В. и Д. В. Егоровых, в котором круглый год продавали дорогие виноградные вина и почти всю зиму, несмотря на то, что до Петропавловска — ближайшей железнодорожной станции — было около 500 верст, не исчезали свежие фрукты. Разумеется, стоимость таких редкостей была не по карману «простонародью», ими могли пользоваться лишь люди состоятельные, которые в кругу сообщников «обмывали» удачные коммерческие сделки и операции, отмечали деловые встречи, семейные торжества.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 25 мая 2014 19:58 от galrom.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • galrom
  • galrom аватар
25 мая 2014 14:21 - 25 мая 2014 15:27 #21911 от galrom
В 1838 году еще не было ни Акмолиского укрепления, ни Акмолинской казачьей станицы, ни каких-либо признаков улиц, поскольку казармы и частные дома строились вразброс.


Мечеть поставили на отшибе, в степи. Когда ппибывал очередной караван, в ней устраивалось молебствие. По обычным дням и праздникам сюда съезжались верующие из ближайших аулов. Вокруг мечети начали селиться мелкие торговцы, ремесленники, другой приезжий люд.
Согласно ведомости от 23 августа 1865 года, при акмолинской соборной мечети существовала казахская школа (число учащихся не названо, однако можно предположить, что, по обыкновению того времени, в ней занималось от 2 до 8 человек). Занятия вел мулла Карабек Баибеков. Дети учились читать, писать и считать, наизусть зубрили коран. Именно такие школы подразумевал Чокан Валиханов в 1864 году в своей «Записке о судебной реформе»: «У нас большая часть мулл из татар, и все они без исключения плуты. Это народ невежественный в высшей степени, едва знающий свою грамоту, но зараженный мрачным изуверством и диким суеверием... Чудовищная фантастика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли. К таким вопиющим явлениям для полноты картины нужно присоединить еще то обстоятельство, что вся эта мертвечина, долбление текстов из корана на арабском языке без всяких комментариев и переводов и заучивание на память всякой схоластической ерунды вбивается киргизским (казахским — А. Д.) детям не иначе, как палкой».
Мечеть 1838 года с полным основанием считалась достопримечательностью Акмолинска, его неповторимым историческим и архитектурным памятником. К сожалению, она сгорела во время пожара в 1920 году. Точно на том же месте (бывшая улица Мечетная, а теперь улица Иманова), собрав пожертвования, верующие построили другую — из красного каленого кирпича.


В 1930 году новую каменную мечеть закрыли, помещение ее отошло под историко-краеведческий музей. При этом внешний вид здания изменений не претерпел: сохранились минарет, купольный свод, капитальная ограда с каменными столбами. Рядом находился фотопавильон музея.
В 1940 году историко-краеведческий музей переселился в деревянную Константино-Еленинскую церковь, а здесь разместили завод «Казпиво». Позднее каменное мечетное здание вообще убрали и на его месте выстроили многоквартирный жилой дом.
На бывшей Церковной улице (теперь угол улиц Абая и проспекта Республики) существовала еще одна мечеть — «татарская» или «зеленая». Название «татарской» она получила потому, что ее построил на собственные средства один из самых богатых купцов Акмолинска татарин Нуркей Забиров, а «зеленой» потому, что была покрашена зеленой масляной краской.Каменные ворота бывшей мечети, столбы, железные кованые решетки ограды сохранились до сих пор.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 25 мая 2014 15:27 от galrom.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • galrom
  • galrom аватар
25 мая 2014 14:24 - 25 мая 2014 14:27 #21912 от galrom
Дом Купца Халфина, в Советское время в нем располагалась типография, находился на Центральной площади Целинограда

, снесли в конце 70-х годов 20 в.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 25 мая 2014 14:27 от galrom.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • galrom
  • galrom аватар
25 мая 2014 14:45 - 25 мая 2014 14:47 #21913 от galrom
Когда-то улица Центральная — Октябрьская — Ауэзова. Слева, здание повыше - это дом купца Кубрина, который на снимке выше показан

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 25 мая 2014 14:47 от galrom.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • galrom
  • galrom аватар
25 мая 2014 14:48 - 25 мая 2014 14:50 #21914 от galrom
А это магазин Кубрина, в котором до настоящего времени находится магазин. Всегда говорили что магазин и дом связывал подземный ход.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 25 мая 2014 14:50 от galrom.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • galrom
  • galrom аватар
25 мая 2014 21:01 - 25 мая 2014 21:21 #21916 от galrom
В 1854 году разрешением императора Николая I начинается строительство Храма в честь св. царей Константина и Елены, в казачьей станице Акмолинская (современная Астана).
К лету 1856 года строительные работы выполнявшиеся хозяйственным способом, силами акмолинского казачьего отряда были завершены. 8 июля 1856 года торжественно, в присутствии большого количества прихожан, Петропавловский соборный протоиерей Иоанн Торопов освятил церковь во имя св. Равноапостольных царей Константина и Елены. И хотя, отдельные работы не были доведены до конца, богослужения в храме с этого времени проводились регулярно. Первым настоятелем церкви стал священник М. Никольский.
Решением Тобольской духовной консистории от 1893 года было решено перенести Константино-Еленинскую церковь в Акмолинскую станицу на площадь.
14 мая 1900 года состоялась закладка храма на новом месте, где он находится и в настоящее время. К началу 1902 года обновлённый храм св. Равноапостольных Константина и Елены начал свою новую жизнь. По-прежнему он был устроен однопрестольным, в плане выдержан в форме правильного креста. Но появились и существенные изменения: храм стал пятиглавым.
В 1938 году Константино–Еленскую Церковь закрыли. С главок сняли кресты, с колокольни убрали колокола. Здание передали под историко-краеведческий музей.
В период Великой Отечественной войны, в 1941-1942 годах, в здании церкви размещался отдельный батальон связи 29 стрелковой дивизии, формировавшийся в Акмолинске.
В 1942 году, по многочисленным просьбам верующих, в Акмолинске было разрешено возобновление богослужений в Константино-Еленинской церкви.
Храм после переноса на новое место, из укрепления в саму Казачью станицу.

Храм после реконструкции

Так храм выглядит сейчас.



Собор Александра Невского.
Храм заложен был 12 мая 1891 года в память спасения жизни Государя Императора Александра III и его семьи при крушении на Курско-Харьковской железной дороге, произошедшем 17 октября 1888 года. Возводил его талантливый инженер-технолог Павел Степанович Голышев, приглашенный из Тобольска.

Предварительная сметная стоимость составляла 26 тысяч рублей (в денежном выражении того времени). Городская управа выделила всего 5 тысяч, остальные средства собрали прихожане, главным образом именитые купцы — В. Н. Попов, П. С. Марфутин, М. К. Кубрин, И. С. Силин и другие. Купец Попов, например, пожертвовал 100 тысяч штук каленого кирпича, купец Марфутин на собственные деньги заказал великолепную железную ограду и полный набор колоколов, самый большой из которых весил 104 пуда. Строительство церкви было начато 12 мая 1891г. и окончено вчерне в сентябре 1891г. Но освящения новой каменной церкви в 1891 г. не было допущено, так как осматривавший ее помощник акмолинского областного архитектора инженер Шухман признал этот строительный объект небезопасным для будущих прихожан. Лишь после вторичного осмотра в июне 1893г. Тобольская духовная консистория разрешила освящение. И 26 августа 1893г. новая каменная Алекоандро-Невская церковь г.Акмолинска была освящена.
Священником новой церкви был назначен окончивший Тобольскую духовную семинарию кокчетавец В. П. Плотников, на которого кроме отправления Духовных треб по традиции возлагались еще и обязанности летописца Акмолинска и Акмолинского уезда. В прошнурованный, скрепленный сургучной печатью журнал «Летопись Градо-Акмолинской Александро-Невской церкви» рукою Плотникова занесены сведения с 12 мая 1891 по 25 марта 1916 года о памятных событиях в городе и уезде — стихийных бедствиях, урожаях, рыночных ценах, возникновении переселенческих крестьянских поселков и т. д.

4 сентября 1897 года при Александро-Невской церкви в арендованном частном доме открылась первая церковно-приходская школа. Ее посещали 44 мальчика. Заведующим школой и законоучителем был поставлен священник Е. Е. Пономарев, учительницей — дочь дьякона А. П. Адрианова, учителем пения — псаломщик Г. И. Решетняк, попечителем — купец И. С. Силин. Главным учебным предметом являлся Закон Божий.

Александро-Невская церковь служила местом официальных событий города. Во время поездок по Приишимью губернаторы Степного края непременно останавливались здесь для торжественных молебнов. Конкретно: в 1894 году церковь посетил Таубе, в октябре 1906 года — Надаров, в мае 1908 года — Лосевский, в 1909 году — Шмидт. Сохранились заметки об этих посещениях. Например, генерал-губернатор Шмидт 9 июня 1909 года, как сказано в «Летописи Градо-Акмолинской Александро-Невской церкви», после молебна на городской площади, «долго беседовал с народом по разным вопросам, а главным образом о почитании царской власти».

Александро-Невская соборная церковь примечательна была еще и тем, что в 1914 году ее внутренние стены и потолки расписал высокоодаренный московский живописец М. И. Тимофеев — ученик знаменитого русского художника В. М. Васнецова. Роспись была выполнена с большим профессио-нальным мастерством, глубоким знанием истории христианства на Руси. За эту работу художник получил 5500 рублей, из них 1500 рублей оплатила городская управа, а остальные 4 тысячи погасили прихожане за счет добровольных пожертвований.

С первых дней революции 1917г. священнослужители Александро-Невской церкви стали на защиту Царя, Православия и России. В 1917 году, при праздновании дня 1-е Мая, причт в полном составе с иконами и хоругвями вышел на площадь и отслужил молебен с приличествующим многолетием Царскому Престолу. В мае 1919 года, когда в Акмолинск поступило известие о том, что отряды Колчака подавили в Атбасарском уезде Мариинское крестьянский бунт, совершается благодарственный молебен. В ноябре того же года, при отступлении через Акмолинск армии атамана Дутова, по инициативе служителей Александро-Невской церкви был организован крестный ход вокруг Акмолинска с чудотворной «Табынской» иконой Божией Матери, чтобы оградить город от красных; на заборах пестрели отпечатанные типографским способом призывы к покаянию в грехах и к борьбе с большевиками.

Крестный ход не остановил красных. Под вечер 25 ноября 1919 года они заняли город. Можно только предположить какая расплата за верность Святой Руси ожидала мужественных исповедников: точных сведений об этом не сохранилось.

В 1930 году Александро-Невский собор был закрыт, а помещение его приспособлено сначала под краеведческий музей, затем под клуб. В нем также одно время находился драматический театр, потом — кинотеатр. Здание претерпевало реконструкции. Наконец, после пожара его без всякой на то надобности снесли. С перерывами ломка продолжалась около двух лет (1939—1940). Интересно отметить, что стены оказались удивительной прочности: высококачественный кирпич, уложенный на известковом растворе, при ударах дробился, но не отделялся по швам.

Когда велась постройка правительственных зданий на этом месте, копали траншеи для подводки труб теплотрассы, водопровода и канализации и обнаружили несколько гробов, которые рабочие подкопали в землю по сторонам траншеи, а один гроб (это была могила священника) открыли, вытащили оттуда крест и Евангелие, принесли в Церковь и передали протоиерею Иоанну Богдану.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 25 мая 2014 21:21 от galrom.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
28 мая 2014 12:51 #22048 от денис

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, galrom, sibirec, 1960

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.